Из истории витебских синагог
|
Людмила Хмельницкая, директор Дома-музея Марка Шагала
|
На протяжение веков дома молитвы играли наиболее существенную роль в жизни еврейского народа и сохранении его национальных традиций. Изучать историю витебских синагог очень сложно. В начале ХХ века в городе насчитывалось более полусотни синагог и молитвенных домов, однако до нашего времени сохранились остатки всего только одного дома молитвы. Такое состояние вещей иначе как культурной катастрофой назвать |
На фото: Большая синагога на Мало-Могилевской улице |
нельзя, потому что синагоги, как известно, являются наиболее выразительными проявлениями культуры ашкеназов.Все витебские синагоги были уничтожены либо последней войной, либо культурным нигилизмом, который господствовал в советском обществе на протяжении всех лет его существования. Всего только несколько пожелтевших архивных дел с единичными чертежами зданий, несколько изображений на дореволюционных открытках и фотографиях города да несколько изображений на полотнах витебских художников (в том числе и Марка Шагала) – вот практически и все источники, по которым сегодня приходится изучать эту тему.
Первые сведения о евреях в Витебске относятся к 1551 году, однако их поселение еще долгое время не имело статуса общины (т. е. юридического лица). Право на строительство синагоги на собственной земле «в замке или городе» община получила только в 1627 г. . По сведениям инвентаря Витебска 1640-х годов, «школа жидовская» находилась вНижнем замке между зданиями православной Благовещенской церкви и протестанского кальвинского собора . (Необходимо отметить, что слово «жиды» в Великом Княжестве Литовском употреблялось как традиционное простонародное полонизированное наименование еврейского населения и до времени присоединения к Российской империи не имело унизительного оттенка).
Подробные сведения о жизни общины в ХIV веке содержались в витебском пинкосе, который еще в начале нынешнего столетия хранился в городе (уцелела ли рукопись до наших дней, остается неизвестным).
В конце XVIII века Витебск превратился в один из крупнейших центров хасидизма в Беларуси. Сначала, как известно , белорусские хасиды группировались вокруг ребе Менделя Витебского, резиденцией которого было местечко Городок, что находится на расстоянии 30 километров от города. С начала 1780 г. во главе белорусско-литовских хасидов становится ребе Шнеур Залман Борухов, родоначальник семьи Шннрсон, одна из наиболее величественных фигур последней четверти XVIII века.
Продолжение следует...
|
На фото:
Главная Хоральная синагога на Мало-Могилевской улице
Здание не сохранилось
Дата постройки - неизвестно.
Разрушена в 1939г. |
|
|
|
|
|
|
|
Еврейская генеалогия бывшего Советского Союза
Краткая история евреев Витебска
История еврейской общины Витебска
Из истории витебских синагог
Динамика численности и расселения белорусских евреев в XX веке
Марк Шагал |
|