О насЭкскурсия по Витебску, РатушаЭкскурсия по Витебску, З. ДвинаМемориальный комплекс в честь воинов-освободителейЭкскурсия по 

Витебску, памятник М.ШагалуАрт-центр Марка ШагалаИстория витебских синагог
 
 
 
 
Уход на дому
Медицинская
Прокат мед. оборудов.
Дневной центр
Служба питания
Малые города
ЦПЕС
Клуб
Наши спонсоры
Кукольный театр

Драматическая студия

Изостудия
Мазл Тов
Ансамбль клезм-ой муз.
Компьютерный класс
Библиотека
Молодежный клуб
Литературный
Творческий салон
Проекты финансируемые семьёй Гинзбург

 


Каталог полезных ссылок

Еврейский календарь



Из истории витебских синагог

 

Людмила Хмельницкая, директор Дома-музея Марка Шагала

 

  На протяжение веков дома молитвы играли наиболее существенную роль в жизни еврейского народа и сохранении его национальных традиций. Изучать историю витебских синагог  очень сложно. В начале ХХ века в городе насчитывалось более полусотни синагог и молитвенных домов, однако до нашего времени сохранились остатки всего только одного дома молитвы. Такое состояние вещей иначе как культурной катастрофой назвать

На фото: Большая синагога на Мало-Могилевской улице

 нельзя, потому что синагоги, как известно, являются наиболее выразительными проявлениями культуры ашкеназов.Все витебские синагоги были уничтожены либо последней войной, либо культурным нигилизмом, который господствовал в советском обществе на протяжении всех лет его существования. Всего только несколько пожелтевших архивных дел с единичными чертежами зданий, несколько изображений на дореволюционных открытках и фотографиях города да несколько изображений на полотнах витебских художников (в том числе и Марка Шагала) – вот практически и все источники, по которым сегодня приходится изучать эту тему.
Первые сведения о евреях  в Витебске относятся к 1551 году, однако их поселение еще долгое время не имело статуса общины (т. е. юридического лица). Право на строительство синагоги на собственной земле «в замке или городе» община получила только в 1627 г. . По сведениям инвентаря Витебска 1640-х годов, «школа жидовская» находилась вНижнем замке между зданиями православной Благовещенской церкви и протестанского кальвинского собора . (Необходимо отметить, что слово «жиды» в Великом Княжестве Литовском употреблялось как традиционное простонародное полонизированное наименование еврейского населения и до времени присоединения к Российской империи не имело унизительного оттенка).
Подробные сведения о жизни общины в ХIV веке содержались в витебском пинкосе, который еще в начале  нынешнего столетия хранился в городе (уцелела ли рукопись до наших дней, остается неизвестным).
В конце XVIII века Витебск превратился в один из крупнейших центров хасидизма в Беларуси. Сначала, как известно , белорусские хасиды группировались вокруг ребе Менделя Витебского, резиденцией которого было местечко Городок, что находится на расстоянии 30 километров от города. С начала 1780 г. во главе белорусско-литовских хасидов становится ребе Шнеур Залман Борухов, родоначальник семьи Шннрсон, одна из наиболее величественных фигур последней четверти XVIII века. 

   Продолжение следует...


 На фото:

Главная Хоральная синагога на Мало-Могилевской улице  

Здание не сохранилось

Дата постройки - неизвестно.

Разрушена в 1939г.

   
 
   

Еврейская генеалогия бывшего Советского Союза

Краткая история евреев Витебска

История еврейской общины Витебска

Из истории витебских синагог

Динамика численности и расселения белорусских евреев в XX веке

Марк Шагал

 
 
Rambler's 

Top100   © 2007 Разработка сайта - Дизайн и 

создание сайтов  
Hosted by uCoz