О насЭкскурсия по Витебску, РатушаЭкскурсия по Витебску, З. ДвинаМемориальный комплекс в честь воинов-освободителейЭкскурсия по 

Витебску, памятник М.ШагалуАрт-центр Марка ШагалаИстория витебских синагог
 
 
 
 
Уход на дому
Медицинская
Прокат мед. оборудов.
Дневной центр
Служба питания
Малые города
ЦПЕС
Клуб
Наши спонсоры
Кукольный театр

Драматическая студия

Изостудия
Мазл Тов
Ансамбль клезм-ой муз.
Компьютерный класс
Библиотека
Молодежный клуб
Литературный
Творческий салон
Проекты финансируемые семьёй Гинзбург

 


Каталог полезных ссылок

Еврейский календарь



Краткая история евреев Витебска

 

Витебск (летописный Видбеск, Видебск, Витьбеск, Витепск) — город, центр Витебской области Республики Беларусь. Железнодорожный узел (направления на Москву, Санкт-Петербург, Оршу, Полоцк, Минск) и узел автодорог. Порт на р. Зап. Двина. Аэропорт. 367,7 тыс. жителей (1973). Разделяется на три района: Октябрьский, Первомайский, Железнодорожный.

Витебск, согласно преданию, зфиксированному в Витебской летописи XVIII в., основан великой княгиней Ольгой в 974. Впрочем, если посмотреть годы жизни великой княгини (около 890-969),   то упоминание о том, что княгиня Ольга (на тот момент «президент» другого государства) в 974 году свободно разгуливала по нашей территории просто уму не постижимо. Интересно, куда смотрели Полоцкие князи (Витебск тогда находился на территории этого княжества), когда Ольга с войском (с армией!) прогуливалась в 100 километрах от их столицы и даже основывала города? Становится ясно, почему они не реагировали: а как бы реагировали Вы, если б знали что неподалеку от вашей столицы бродит труп великой княгини, умершей пять лет назад? По современным данным  как поселение Витебск был основан нашими предками балтами ( точнее, одними из составляющих белорусского этноса) в глубокой древности – около 8 столетия до нашей эры. Его настоящий возраст 2800 лет. Название получил от р. Витьба. Впервые упоминается в древнерусских летописях под 1021. После смерти полоцкого князя Всеслава Брячиславовича (1101) Витебск стал центром удельного Витебского княжества. С 1320 В. в составе Великого княжества Литовского, где пользовался определенной втономией. С 1506 административный центр Витебского воеводства. В 1444 уставной грамотой великого князя Литовского Казимира Ягеллончика В. было дано ограниченное самоуправление. В 1503 и 1509 городу были даны привилеи, которые регулировали внутренний порядок и отношения с великокняжеской властью. 17.3.1597 великий князь Литовский, король Речи Посполитой Швеции Сигизмунд III Ваза дал В. магдебургское право. После Витебского восстания 1623 город был лишен Магдебургского права. Оно было возвращено Витебску только в 1644 вместе с правом безпошлиной торговли в границах Великого княжества Литовского. В середине XVII в. Витебск являлся крупным воеводским, административным, ремесленным и торговым центром, в котором насчитывалось более 1 тыс. домов и около 10 тыс. жителей.

К сожалению, до настоящего времени невозможно со стопроцентной точностью ответить на вопрос: "когда и откуда переселились евреи в В.?". Есть сведения, что евреи появились в Витебске в первой четверти XVI в. (История евреев в России. Т. 1. М., 1914. С. 1).

В то же время утверждается, что первые сведения о евреях в Витебске относятся к 1551 (Евр. энц. Т. 5. С. 639), когда евреи были освобождены от так называемой "серебщизны". Удивительно, что в раскладке чрезвычайной подати на еврейские "зборы" в Велиом княжестве Литовском за 1563 В. отсутствует.

Великий князь Литовский и король Польши (1587 — 1632), король Швеции (1592 — 1599) Сигизмунд III (Жигимонт) Ваза (1566 — 1632) дал В. магдебургское право, но по желанию жителей воспретил евреям жительство в городе (см. Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье. Репринтное воспроизведение издания 1882 года. Мн., 1933. С. 383). Там, где говорится о приезжих купцах-гостях, сказано: "...Евреи в городе В. согласно давнему обычаю, никакой оседлости не могут".

Известный белорусский этнограф и историк А.К.Киркор отмечал: "Запрещение евреям селиться в городе (Витебске — Э.И.) существовало до 1679 года, когда Ян Собеский разрешил им строить синагоги, жить в городе и заниматься торговлею. С этого времени еврейское население в городе стало постоянно увеличиваться" (Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье. С. 383).

В то же время анализ ряда исторических источников не дает оснований согласиться с мнением А.К.Киркора. В 1605 жителями В. были два еврейских купца. Скорее всего, еврейская община в В. возникла в 1627, когда воевода Симеон Сангушко в документе, выданном на имя арендатора Юды Якубовича, разрешил евреям построить синагогу на собственной земле, в замке или городе. Еврейская община была объявлена свободной от постоя и всяких повинностей.

Несмотря на то, что в 1623 — 1644 жители В. были лишены магдебургского права, король Речи Посполитой предоставил евреям В. довольно широкие права, привилеи и льготы. Так, в "Привилегии короля Владислава IV, данной витебским евреям" в 1633, говорилось:"...Объявляем... все права привилегии, льготы, подданным нашим жидам, проживающим во всем княжестве Литовском, в городах и местечках, предшественниками нашими... дарованные на всякие купеческие обороты и торговлю разными товарами, открытие лавок, на меру локтем и вес фунтом, на молитвенные школы и кладбище... Кроме того, мы... оставляем помянутых витебских жидов вполне и ненарушимо при правах и льготах, вышеуказанных в генеральной грамоте нашей... Сверх сего дозволяем им в том же городе Витебске покупать дома и плацы и свободно ими распоряжаться... Что все утверждая за витебскими жидами, мы принимаем их под нашу королевскую защиту и покровительство..." (Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883. С. 277).

Особенно тяжелым для еврейской общины В. стал 1654-й год, когда началась война между Речью Посполитой и Московским государством за Украину и Белоруссию. Во время этой войны (1654 — 1667) витебские евреи проявляли героизм и мужество. 15-тысячное войско во главе с Б.Шереметевым после длительной осады в ноябре 1654 овладело В. Во время этой осады евреи вместе с поляками обороняли город от осаждавших его русских войск: копали рвы вокруг крепости, укрепляли стены, ходили в разведку и сражались в различных боях и стычках. "Во время осады, — свидетельствовали потом польские шляхтичи, — евреи постоянно отправляли стражу, каждый из них имел свое вооружение и свое ружье для защиты; они имели у себя собственный порох и, не жалея здоровья, защищались и отражали неприятельские штурмы... Они позволили разбирать их дома и брать из них необходимые материалы, необходимые во время осады... и вообще во всем хорошо вели себя и оказывали помощь" (Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883. С. 278).

После взятия В. объединенным войском боярина Шереметева и казаков, Шереметев приказал евреям собрать 1000 злотых для угощения запорожских казаков. Подавляющее большинство витебских евреев было арестовано и ограблено. Общая стоимость имущества евреев г. В., отнятого у них русским войском и казаками, составила 10000 злотых (Евр. энц. Т. 5. С. 640). У евреев были отняты привилегии и долговые обязательства. Часть евреев насильно окрестили. Большое количество витебских евреев вместе с поляками было отправлено в ссылку. Сначало их содержали в Новгородской тюрьме, ноп о дороге туда, как и в самом Новгороде многие евреи умерли от нужды и лишений, замерзли по дороге. Потом они были доставлены в Казань, где оставлись до Андрусовского перемирия (1667). Несмотря на все насилия, евреи остались верны Речи Посполитой. Об этом свидетельствовали польские пленники — шляхтичи Витебского воеводства, которые содержались в ссылке вместе с евреями-защитниками В.

До середины XVII в. Витебский кагал находился под юрисдикцией Брестского, через посредство которого он был подчинен Литовскому вааду. Со второй половины XVII в. еврейские общины Витебского и Мстиславского воеводств вошли в сферу подчинения так называемой Белорусской синагоги. Еврейская община В. вела протокольные записи (пинкос) с 1706.

В 1691 кагал В. за известную сумму денег был объявлен свободным от уплаты "гиберновой" подати.

В 1712 евреев Витебска постигла беда — сгорела синагога. И тогда магистрат насильно завладел участком, принадлежавшим евреям. На этом месте была построена церковь. Представители кагала, протестовавшие против этого, были избиты, а их дома разграблены. Главный литовский трибунал обязал бургомистра В. и все городское христианское общество возвратить кагалу земельную площадь, на которой была построена церковь, а также заплатить 13560 злотых за причиненные евреям вред и убытки. За несколько месяцев до опубликования этого приговора воевода Поцей в Вильно приказал подвоеводе снять крест, воздвигнутый ксендзом на месте, где прежде находилась синагога — "зарыть на кладбище" и всячески не допускать, чтобы крест вновь был поставлен (Евр. энц. Т. 5. С. 640).

Как и для всех жителей города, для евреев Витебска большим несчастьем стали пожары 1733, 1752, 1757 (2раза) и 1762 (сгорело 800 домов). По переписи 1765 Витебский кагал насчитывал 666 (667) евреев, из них 346 мужчин и 320 женщин. В это же время в Витебском кагальном округе жило 1692 человека (881 мужчина и 811 женщин). Таким образом, в Витебском воеводстве жило 2359 (2358) евреев обоего пола (Регесты и надписи. Т. 1. Спб., 1899).

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 В. был обращен в уездный город Псковской губернии, а с 1776 — Полоцкой губернии. С 1796 В. — центр Белорусской губ., а с 1802 — Витебской губ. В 1866 через В. была проложена Риго-Орловская железная дорога, позже железнодорожные линии соединили город с Москвой, Петербургом и Киевом. В результате экономика В. втягивалась в общероссийский рынок.

В 1772 еврейская община В. насчитывала 1227 чел. (около 25% всего населения). Изучение окладных книг конца XVIII в. позволяет установить соотношение между численностью еврейских и христианских купцов и мещан. В 1776 в Витебской провинции проживало 584 еврея-горожанина (мужского пола) и 3487 христиан-горожан, т.е. евреи составляли 14%. Если в 1766 в Витебской губ. проживало 2368 еврея, то в 1776 — уже 4996 евреев (История евреев в России. Т. 1. М., 1914. С. 124, 131).

В 1787 в В. и Витебском уезде имелось 252 купцов-горожан и 175 купцов-евреев, 2997 мещан-христиан и 857 мещан-евреев. В 1797 — соответственно 348 и 46, 2867 и 656, в 1800 было 380 купцов-христиан и 40 евреев, 3219 мещан-христиан и 1251 евреев, в 1805 — соответственно 401 и 46, 3210 и 1224. (Евр. энц. Т. 5. С. 645). В 1812 в Витебске числилось 6708 душ мужского пола, в т.ч. христианских купцов 376, мещан 2943, евреев: купцов — 56, мещан — 3333. В апреле 1813 в городе оказалось 4293 мужских души, в т.ч. христиан: купцов — 87, мещан — 1124, евреев: купцов — 4, мещан — 1200. По ревизии 1847 в Витебском уезде имелось одно лишь Витебское "еврейское общество", состоявшее из 9417 душ (4667 мужчин и 4750 женщин). В 1861 в В. насчитывалось 14774 еврея, а в уезде — 243 еврея. В 1862 в В. жило 7394 мужчин и 7617 женщин иудейского вероисповедания. В это же время в городе проживало 4728 мужчин и 4828 женщин православного вероисповедания, соответственно — единоверческого 131 и 52, раскольников разных сект — 94 и 13, римско-католического — 1930 и 2131, протестантского — 39 и 40 человек.

В. был оплотом ортодоксального иудаизма с элементами еврейской учености, присущей литовско-белорусским евреям. С конца XVIII в. Витебск становится одним из основных центров направления Хабад в хасидизме. В XIX в. поселение в В. евреев, выселяемых из Москвы, усилило влияние элементов Хаскалы (Кр. евр. энц. Т. 1. Иерусалим, 1976. С. 677. ). В 1862 в Витебске имелась 1 синагога, 8 каменных молитвенных и 24 деревянных молитвенных школ. Анализ "Ведомости о числе учившихся в 1867 в еврейских учебных заведениях, в губерниях виленского генерал-губернатора" свидетельствует, что в В. имелось 2 казенных училища 1-го разряда, в которых училось 176 мальчиков, и Витебское еврейское девичье училище, в котором училось 50 девочек. Под влиянием сионистов, главным образом рабочего направления, одна из еврейских религиозных школ В. (талмуд-тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите.

В 1884 — 1885 учебном году в Витебской мужской гимназии училось 397 учеников, в т.ч. 68 евреев. Из 15 выпускников трое были евреями (Аарон Ковнер, Гирша Лемберг, Яков Юдин) (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1884 — 1885 учебный год. Витебск, 1886. С. 17, 38, 39).

В 1885 — 1886 учебном году в этой гимназии из 413 учеников 61 составляли евреи. Из 14 учеников VIII класса, удостоенных аттестата зрелости, трое были евреями (Матуш Галацер, Овсей Оффенгенден и Лейба Розет) (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1885 — 1886 учебный год. Витебск, 1887. С. 12, 13, 34, 35).

66 учеников-евреев обучалось в Витебской мужской гимназии в 1886 — 1887 учебном году. А всего в гимназии занималось 439 учеников. Среди 14 выпускников этой гимназии было пять евреев. Это сын купца 2-й гильдии Лейба Гаухман, сыновья мещан — Хаим Прусаков, Гилель Рубинштейн и Хаим Штейнберг и сын купца — Берка Таубман (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1886 — 1887 учебный год. Витебск, 1888. С. 12, 37, 38).

В 1893 — 1894 учебном году в Витебской мужской гимназии насчитывалось 399 ученика, в т.ч. 44 еврея (10,9%). Из 16 выпускников гимназии пятеро были евреями: сыны чиновников Яков Иванович Вайнкоп, Александр Лазаревич Вейншток, сыны мещан Абрам Лейбович Дынкин и Израиль Иоселевич Зальцберг и сын купца Абрам Герцович Равич (Отчет о состоянии Витебской гимназии за 1893 — 1894 учебный год. Витебск, 1895. С. 22, 23, 62, 63). В то время должность учителя Закона еврейской веры в этой гимназии занимал Яков Мойсеевич Абрамович (Там же. С. 11).

К началу 1894 — 1895 учебного года в Витебской гимназии было 410 учеников. Евреи составляли 45 чел. (11,2%). Из 17 выпускников гимназии евреев было всего два (сыновья мещан Яков Григорьевич Гинзбург и Мендель Иосифович Житловский) (Отчет о со стоянии Витебской гимназии за 1894 — 1895 учебный год. Витебск, 1896. С. 21, 22, 68).

Первые еврейские благотворительные общества появились в Витебске. в середине XIX в. В очерке известного краеведа А.М.Сементовского, опубликованном в "Памятной книжке Витебской губернии за 1865 год" есть такие строки: "Евреи за редким исключением ва все не принимают участие... (в общегородской благотворительной деятельности — Э.И.) они имеют свои собственные благотворительные учреждения, действующие с полным успехом". Он отмечает, что в городе имеется "Братство погребателей — Хевра Кадиша, в Витебске таких обществ два: одно для первой и второй частей города, другое для третьей части".

Очерк А.М.Семеновского знакомит читателя с системой еврейской благотворительности в В. Он замечает, что общества "Хевра Кадиша заведуют кладбищами, заботятся о приготовлении ям для умерших, об устройстве дощатой скрыни, в которой полагают тело, омовением и одеванием умершего и шитьем для него погребального савана, в случае крайней нищеты покойного.

Братсво Лехем-Эвионим, т. е. хлеб для бедных, заботится о снабжении пищей тех беднейших членов своего общества, которые не могут в силу ряда причин приносить милостыню.

Братство Бикум-Холым, т. е. посещение бедных, имеет своей задачей оказывать медицинскую помощь на дому тем обедневшим членам своего общества, которые стыдятся обратиться в общественную больницу".

По мнению А.М.Сементовского, четвертым, частным благотворительным учреждением евреев В. является "братство воспитания бедных — талмуд-тора. В Витебске безбедно содержится две талмуд-торы, в которых воситывается 61 мальчик".

В конце XIX — начале XX вв. в В. появились и новые благотворительные организации. В 1908, например, их было одиннадцать: погребальное общество, общество пособия бедным евреям 1-й, 2-й, 3-й частей, пособия бедным евреям, вспомоществования еврейским учителям и меламедам, Заручьевское общество беспроцентной ссуды, трудовой помощи евреям имени покойной купчихи Х.Понизовской, Витебский комитет Еврейского колонизационного общества, Витебские отделения Петербургских Общества охранения здоровья еврейского населения и Общества распространения просвещения среди евреев России (Подлипский А. Помоги ближнему // Мишпоха. 1995. С. 65).

В течение многих лет в В. работала еврейская больница и при ней богадельня. Опубликованные отчеты о медицинской и хозяйственной деятельности Витебской еврейской больницы и богадельни за 1912 — 1913 годы дают представление об этих учреждениях.

Главный корпус еврейской больницы находился в двухэтажном кирпичном здании на улице Генеральной (сейчас здесь размещается станция скорой медицинской помощи — Э.И.). Инфекционное отделение Витебской еврейской больницы размещалось в деревянном и каменном флигелях, соединенных коридором. В каменном здании находились амбулатория, аптека, родильное отделение и квартиры для служащих. Еще одно каменное здание занимали подсобные службы — баня, прачечная, склады. В специальном помещении разместились машинное отделение — "динамо", рентгеновский кабинет. Обшая площадь всех зданий составляла 960 квадратных саженей. В течение 1912 в Витебской еврейской больнице была оказана стационарная помощь 999 больным, в т.ч. 365 мужчинам, 436 женищинами 198 детям, а в течение 1913 — 1486 больным (543 мужчинам, 675 женщинам и 268 детям). Надо отметить, что среди них были не только евреи. Так, в 1912 14,1% больных составляли христиане. В 1913 они составляли 14,4% всех больных. Амбулаторный прием производился одновременно четырьмя врачами по всем специальностям. Благодаря помощи городского самоуправления, всем приходящим больным (без различия в вероисповедании) выдавались на дом бесплатно лекарства.

Из отчета по богадельне при Витебской еврейской больнице за 1913 год видно, что в отдельном деревянном здании богадельни содержалось 31 человек, из них 11 мужчин, 19 женщин и один ребенок.

Многие состоятельные граждане считали своим долгом жертвовать значительные денежные суммы на содержание больницы, амбулатории и богадельни. Среди них были И.В.Бертенсон, наследники С.И.Адлера, М.Б.Богуславский, З.Бессмертный, П.Ш.Каган и др. Их пожертвования составили неприкосновенный капитал — 6600 руб. За 1913 год более скромные пожертвования сделали более 55 человек на сумму 2920 руб. Старшим врачом Витебской еврейской больницы являлся всеми уважаемый в городе врач Л.Иссерсон. Кроме него, в больнице работали высококвалифицированные медики Я.Беленький, Г.Лившиц, Л.Янкерсон (Медицинский и хозяйственный отчет Витебской еврейской больницы и богадельни за 1913 год. Витебск, 1914. С. 3—21).

Значительную работу проводили еврейские культурно-просветительные организации В.: Витебское отделение Общества распространения просвещения среди евреев России, Витебское еврейское литературно-музыкальное общество и Общество любителей древнееврейского языка.

Витебское отделение Общества распространения просвещения среди евреев России находилось в доме Фишковых на углу Бибкиного переулка и улицы Суворова (ныне это дом № 20 по улице Суворова, который ремонтируется под музей театра им. Я.Коласа). В 1912 в нем состояло свыше 400 человек. Общество обеспечивало деятельность субботней школы, занятия в которой проходили с 5 до 8 часов вечера. В этой школе обучалось 160 учащихся, главным образом, молодые работницы швейных, чулочных и шляпочных мастерских, приказчики, прислуга. Учителями субботней школы были П.Гершевич, М.Добрин, М.Исирсон, Н.Коган, Е.Меерсон, Е.Тубин, В.Якерсон, д-р Л.Якерсон и др. В 1911 общество открыло женское пятиклассное училище, которым заведовали сначала Р.Кунина-Ландер, а затем М.Кренцель. Здесь работали Б.Ривлин, Э.Розовская, Р.Турецкая, Р.Шалыт, В.Шапиро, В.Вульфсон. Среди преподавателей женского училища был польский художник, скульптор и медальер К.Змигродский, живший в эти годы в В. За первые годы существования этого учебного заведения были созданы коллекция минералов, передвижной музей, который обслуживал и другие учебные заведения, библиотека, насчитывавшая в 1912 365 томов, детская библиотека памяти Веры Фишковой (в 1912 — 630 томов), приобретены учебные пособия и инструменты (микроскоп, 15 стереоскопов, модели человека, препараты рыб, птиц, млекопитающих). В 1912 общество провело две публичные лекции. Одну из них — о скульпторе М.Антокольском — прочитал его ученик, скульптор И.Гинцбург.

Финансовым источником деятельности Витебского отделения общества распространения просвещения среди евреев России были исключительно членские взносы, пожертвования, доход от лекций и вечеров. К расходам общества следует отнести выдачу пособий нуждающимся учащимся-евреям других городских учебных заведений.

Так, в 1912 было выдано 123 пособия учащимся еврейского начального училища, 30 — еврейского народного училища, 14 — коммерческого училища, 85 — прогимназии Хавкиной, 33 — прогимназии Давыдовой, 36 — гимназии Варвариной, 94 — гимназии Черновой, 59 — Мариинской и 49 — Алексеевской государственных женских гимназий. (Подлипский А. Помоги ближнему // Мишпоха. Витебск, 1995. С. 65—66).

Первые годы существования Витебского отделения Общества распространения просвещения среди евреев России его возглавлял Д.Финкельштейн, а с 1912 — Я.Юдин.

В состав совета старейшин Витебской талмуд-торы в начале XX в. входили З.Ашпер, А.Каган, М.Маркович, Л.Шалыт, А.Эйгест, Я.Юдин. В конце 1902 здесь работало 10 преподавателей и обучалось 257 мальчиков в возрасте от 8 до 14 лет, главным образом, дети-сироты и дети бедных евреев. В сравнении с 1901 количество учащихся увеличилось на 62 человека. Им выдавались обеды в дешевой столовой или в специальных столовых, существовавших при отделениях талмуд-торы. На окраине В. для учащихся талмуд-торы был устроен учебный город. Уже с мая дети в сопровождении своих учителей два раза в неделю работали на своем огороде. После окончания учебного года в помещении первого отделения, вблизи которого находился учебный огород, учащимся предоставлялось общежитие на 50 мест, в котором они получали ночлег и полное содержание. (Подлипский А. Помоги ближнему // Мишпоха. Витебск, 1995. С. 65—66). При талмуд-торе имелся также ремесленный класс, в котором давались первоначальные навыки по некоторым профессиям. В этот класс принимались дети не моложе 12 лет и только с согласия родителей и опекунов.

В начале XX века в В. было более 30 синагог и молитвенных домов. В Заручевской хоральной синагоге литургии вели канторы Преображенский и Нахбо. В Йом-Кипур услышать в их исполнении Кол Нидре приходили и верующие, и атеисты, и евреи, и неевреи.

В 1909 в В. имелось две синагоги, из которых одной насчитывалось 100 лет и 60 молелен, почти все хасидские. При одной из молелен имелась стариный свиток Торы, написанный около 300 лет тому назад и поднесенная императору Николаю II при его проезде через город. В первом десятилетии XX в. в В. существовали два братства, три талмуд-торы, два мужских училища, из которых одно было казенным, с ремесленным отделением. Кроме того, в городе имелись три женских еврейских училища и вечерние курсы. Коробочный сбор в В. достигал 25000 руб.

По переписи 1897 в В. было 65719 жителей, из которых евреи составляли 34420 чел. (16351 мужчина и 18069 женщин). У евреев на 100 женщин приходилось лишь 90,49 мужчин, у неевреев же 118,79 мужчин. Процентное соотношение жителей В. по вероисповеданию было таково: иудеи — 52,4%, православные — 38,6%, католики — 7%, протестанты — 2%. По национальному составу население В. делилось следующим образом: евреи — 52,4%, русские и белорусы — 39,9%, поляки — 5%, немцы — 1,4%, прочие национальности — 1, 3% (Евр. энц. Т. 5. С. 645—646).

Главными занятиями евреев-жителей В. были ремесла и торговля. Евреи-ремесленники составляли свыше 80% всех ремесленников и более одной трети всего еврейского населения города. Среднее количество работников еврейской мастерской — три человека. Из каждых 100 чел. занятых ремеслом, мастеров — 34, подмастерьев — 36 и учеников — 30 (Евр. энц. Т. 5. С. 646). Половина мастеров совсем не имело подмастерьев и учеников, работая в одиночку. Торговля давала заработок более чем одной трети евреев В. Более двух с половиной тысяч евреев жили за счет службы. В этой категории особенно много женщин (прислуга, приказчицы). Свыше 12 тыс. чел., т.е. более одной трети еврейского населения, жили самостоятельно.

В начале XX в. витебскими евреями были установлены посты, а затем отмечался праздник в память освобождения из Петербургской крепости известного главы белорусских хасидов Залмана Шнеерсона, о котором сохранилось много легенд.

В XIX в. в В. развивается движение Ховевей Цион, а позднее также социалистическое движение. В. был одним из первых центров Бунда. В 1897 — 1921 существовала организация Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше, России, которую возглавлял Витебский социал-демократический комитет Бунда. Во время Октябрьской политической стачки 1905 года из представителей комитета Бунда и группы РСДРП был создан Витебский коалиционный комитет, который руководил революционным движением в городе в октябре—декабре 1905. Летом 1907 комитет Бунда был разгромлен, а осенью 1908 был восстановлен. В ноябре 1909 под контролем этого комитета действовали 4 кружка ремесленников (по 15—18 чел. ), создан профсоюз портных, который организовал 5 экономических стачек. За десятилетие между революциями витебские бундовцы провели одно крупное политическое выступление в связи с киевским судебным процессом Бейлиса в 1913. В начале 1914 была создана Витебская объединенная организация РСДРП и Бунда. 28.4(2.5).1914 она была ликвидирована полицией и не успела развернуть широкую деятельность. В годы первой мировой войны в В. была небольшая группа бундовцев, которая концентрировалась вокруг Красного Креста и Еврейского общества трудовой помощи. В марте 1917 была восстановлена деятельность организации Бунда, а мае 1917 она уже насчитывала 650 человек. Вместе с меньшевиками бундовцы заняли руководящие посты в Витебском совете рабочих и солдатских депутатов, а один из их лидеров, Р.Аронсон, возглавил Совет. Комитет Бунда враждебно встретил Октябрьскую революцию. На заседании городской думы 31.10(13.11).1917 бундовцы В. предложили резолюцию протеста против восстания в Петрограде и деятельности местной большевистской организации. Собрание членов комитета Бунда и Витебской объединенной организации РСДРП 1(14).11.1917 осудило выступление большевиков, потребовав создания коалиционной власти и проведения выборов в Учредительное собрание. К началу 1919 влияние бундовцев в В. резко уменьшилось. В гор. совете со 128 осталось 12. В 1921 Витебский комитет самоликвидировался. (Агурский С. Еврейский рабочий в коммунистическом движении (1917 — 1921). Мн., 1926; Аронсон Г. Россия в эпоху революции: Ист. этюды и мемуары. Нью-Йорк, 1966; Пинсон Б.Д. Большевики в Витебске. 1922; Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Т. 2. Мн., 1994. С. 315, 337).

В конце XIX — начале XX в. в В. было довольно сильно влияние сионистов. С 1901 сионистский лидер Григорий Брук занимал пост казенного раввина В. Когда в конце 1919 Витебская организация раскололась на левых и правых, правые бундовцы пошли на союз с местной сионистской рабочей организацией. После Октябрьской революции представителем Витебских губкома РКП(б) и горсовета был Борис (Янкель-Берка) Абрамович Бреслав.

Во время 1-й мировой войны В. стал транзитным пунктом для десятков тысяч евреев, изгнанных военным командированием России из Литвы. Несколько тысяч литовских евреев осело в то время в городе. В 1897 — 1917 из Витебской губ. эмигрировало 47 тыс. евреев, главным образом, в США. (Еврейское население России по данным переписи 1897 и по новейшим источникам. Петроград, 1917. С. 6).

С конца XIX в. Витебск становится одним из важнейших центров еврейской культурной жизни в пределах Российской империи. В историю не только еврейской, но и всей мировой культуры вошла Витебская школа-мастерская Иегуды Пэна, созданная в 1898. Эта частная школа рисования и живописи, которая существовала при мастерской этого замечательного художника более 20 лет — по 1918. В Витебской школе-мастерской И. Пэна обучались сотни молодых людей. Почти все ученики Пэна — евреи, часто даже не знавшие русского языка. Среди учеников И. Пэна — художники с мировой известностью. Это Марк Шагал, Соломон Юдовин, Осип Цадкин, Меер Аксельрод. Данный список может быть значительно расширен, и есть все основания говорить о "Витебской школе", имевшей свое собственное "лицо", достаточно характерное, чтобы не затеряться в пестрой картине еврейского искусства России первой половины XX в.

Именно с В. связано начало творческой биографии художника с мировым именем, живописца и графика Марка Шагала. В течение всего 1906 года он обучался в школе И. Пэна живописи и рисованию. Затем М. Шагал учится в Петербурге и Париже. В 1914 он возвращается в В. и женится на Бэлле Розенфельд, сыгравшей большую роль в жизни художника. В 1918 М.Шагал назначается уполномоченным (комиссаром) по делам изобразительного искусства в В. и Витебской губ. Он занимается оформлением народных празднеств, организует местный художественный музей. В 1919 — 1920 Шагал руководит организованным им Витебским Народным художественным училищем. Преподавателями в этом училище работали М.Добужинский, Р.Фальк, К.Малевич, И.Пэн, Э.Лисицкий и др. В 1920 из-за разногласий с некоторыми преподавателями училища М.Шагал навсегда покидает В. и переезжает в Москву.

С установлением советской власти начался упадок еврейской общины В. Тысячи евреев, переселившихся в В. из Литвы и Латвии, воспользовались правом вернуться на прежние места жительства и оставили город. В 1923 в В. проживало 90918 чел., из них 39714 евреев. В 1926 жило 98808 чел., в т.ч. 37013 евреев (около 37,5% всего населения). В 20-е годы в городе работал еврейский педтехникум. До 1923 в В. издавалась газета "Дер ройтер шторм" (орган еврейской секции ЦК Компартии Белоруссии). В 1921 были закрыты хедеры, а несколько синагог были переданы в собственность государства. Атеистический ураган разрушил все, что создавалось столетиями. В 20 — 30-е годы были репрессированы витебские раввины. В начале лета 1927 раввин Авром Дрейзин с 50 учениками переехал из Полоцка в Витебск. и основал там иешиву. Иешива в Витебске. быстро разрослась за счет прибытия учеников и раввинов из закрывавшихся иешив в Кременчуге, Тирасполе, Переяславе, Курске, Новеле и стала главной иешивой в СССР, просуществовав до 1930. Зимой 1930 было арестовано 15 чел. — раввинов и жителей города, проявлявших заботу об иешиве. Многие бежали в Ленинград, где иешива просуществовал до 1931. Глава Витебской иешивы и некоторые ученики были осуждены на срок от 3 до 10 лет и сосланы в Соловки (Скир А. Еврейская духовная культура Беларуси. Мн., 1995. С. 64—65).

В январе 1939 в В. насчитывалось около 37 тыс. евреев, что составляло 22% нас. города. Накануне войны в В. проживало примерно столько же евреев (Романовский Д., Зельцер А. Уничтожение евреев в Витебске в 1941 году // Вестник Еврейского университета в Москве. 1993. № 4. С. 198).

Хотя первый авиационный налет на В. состоялся 25 июня 1941, до 4 июля 1941 не было никаких попыток эвакуации: ни организованной, ни стихийной. Власти объявили самовольное оставление работы дезертирством. В то же время 4 июля неожиданно началась эвакуация некоторых наиболее крупных промышленных предприятий, таких, как швейная фбрика "Знамя индуастриализации", чулочно-трикотажная фабрика "КИМ" и др., а также ряда советских учреждений. Эта эвакуация позволила тысячам евреям В. покинуть обреченный город. Так, вместе с фабрикой "Знамя индустриализации", на которой работало много евреев, из города было эвакуировано 2000 из 5000 ее работников (Митрофанов А.В. На новые базы // Эшелоны идут на восток. М., 1966). Из 209 крупнейших предприятий В. было эвакуировано 37.

Немецкие войска вступили в В. 9 июля 1941. В этот день была захвачена правобережная часть города, в которой находился железнодорожный вокзал. На следующий день — 10 июля гитлеровцы захватили и левобережную часть В. Город был окончательно оставлен частями Красной Армии 11 июля 1941.

После захвата В. оккупацинные власти создали в городе Еврейский комитет (юденрат) и некое подобие еврейской службы порядка. По требованию немцев в юденрат должны были входить только коренные евреи, а не беженцы. Одной из первых мер оккупантов была также регистрация еврейского населения В. Она зафиксировала наличие в городе 16 тыс. евреев (включая полуевреев и даже евреев на четверть) (Романовский Д., Зельцер А. Уничтожение евреев в Витебске в 1941 году. С. 200). Евреев от 10 до 55 лет обязали носить желтые нашивки на правом плече спереди и сзади (точнее, на правой стороне рукава своей одежды и пальто желтый лоскут сукна размером 10 см. в диаметре). Местное население сразу окрестило эти нашивки "орден Ленина—орден Сталина" (Иванов И. Из недавнего прошлого: Витебское гетто // Социалистический вестник. Нью—Йорк—Париж. Т. 32. №3. С. 49).

Через две недели после захвата В. оккупационные власти издали приказ о переселении всего еврейского населения на правобережье Зап. Двины. Первые группы евреев, проживавших в районе Песковатика, были отправлены на противоположный берег на лодках. Дело в том, что мост через реку был разрушен советскими войсками при отступлении; немцы навели узкий понтонный мост, пользоваться которым на первых порах населению запрещалось. переправиться можно было только вплавь, но лишь у немногих евреев были лодки. За переправу взялись жители — белорусы -владельцы лодок или плотов, жившие на берегу реки. Они и взялись перевозить евреев за плату.

Гитлеровцы устроили из переселения на правый берег Зап. Двины первое побоище евреев. Немецкие солдаты, плававшие на своих лодках посреди переправы якобы для того, чтобы ее ругулировать, переворачивали лодки и плоты с едущими в них людьми и вещами. Люди, не умевшие плавать, особенно пожилые и маленькие дети, тонули. Других намеренно топили немцы. Свидетель Бабочкина, видевший переправу с берега, описывает как немцы перевернули плот из двух бревен и добивали веслами тех, кто пытался выплыть. Другие солдаты развлекались тем, что стреляли по лодкам с противоположного берега.

В августе 1944 года, когда работала Чрезвычайная комиссия по учету ущерба и злодеяний, нанесенных немецко-фашискскими захватчиками и их сообщниками, житель В.Г.Оберемко, давая показания назвал число жертв на переправе — 2 тыс. чел. По другим данным, во время переправы погибло 300 евреев, которых полицаи душили и добивали баграми (Романовский Д., Зельцер А. Уничтожение евреев в Витебске в 1941 году. С. 200; Вiцьбiчы. 1995, 12 октября. С. 7).

В августе 1941 немцы создали район для евреев В., который свидетели тех событий нередко называли "чертой оседлости". Здесь почти не оставалось неповрежденного жилья, было очень мало подвалов. "Жить приходилось под навесом, в конурах из кирпичей и жести и горелых кроватей" (Иванов И. Из недавнего прошлого. С. 49).

В начале сентября 1941 черта еврейской оседлости на правом берегу Зап. Двины была превращена в настоящее гетто (Письма из гетто // Народ мой, 27 апреля 1992). В течение нескольких дней евреи были изгнаны из своих домов и согнаны в бывший Дом (клуб) металлистов и прилегающую с западной стороны к нему территорию с полусгоревшими строениями. Этот участок был обнесен забором из колючей проволоки. Гетто занимало территорию в пределах нынешних улиц Набережной, Ильинского, Кирова, Комсомольской, Энгельса (Витебское гетто // Вiцьбiчы. 1993, 30 октября. С. 7).

Люди располагались под открытым небом на берегу, на прилегающих к клубу улицах, в развалинах соседских домов. Те, кому не хватило места в здании Дома металлистов, строили из развалин себе жилье — практически это были попросту шалаши. Узников гетто немцы не снабжли продовольствием. Первое время евреи вели обмен с белорусским населением через проволоку: витебчане сами подходили к забору гетто и обменивали продукты на вещи. Однако уже с середины октября 1941 положение начало резко ухудшаться. Во-первых, все, что можно было обменять на продукты, было обменено. Во-вторых, 16 сентября 1941 местная профашистская газета "Вiцебскiя весцi" опублiковала следующее объявление: "Усiм грамадзянам нежыдоускага паходжання сурова забараняецца знаходжанне на тэрыторыi Гэтто. Адначасова усiм жадам забараняецца хаджэнне па няуказанай iм тэрыторыi. За парушэнне вiнаватыя будуць пакараны. Крымiнальны аддзел горада Вiцебска".

По другим данным, гетто в В. было создано уже в конце июля—начале августа 1941. Так, команда 9 айнзацгруппы "Б" под командованием Фильберта, вступившая в В. в конце июля или 12 августа, застала в городе уже готовое гетто, "огороженное и охраняющееся еврейскими дежурными" (Яд Вашем. TR-10/388. С. 46).

Именно айнзацкоманда 9 начала систематическое истребление евреев В. и окрестностей. Одной из первых задач карателей стало собирание в гетто евреев, проживающих в пригородных колхозах под В. Вконце августа 1941 немцы вывезли из В. в пригородную деревню Себяхи 500—600 евреев-врачей, учителей, студентови расстреляли их в Иловском (Туровском) рву (Романовский Д., Зельцер А. Уничтожение евреев в Витебске в 1941 году. С. 202). Обычным приемом, использовавшимся эсэсовцами для ликвидации более активной части узников гетто был "вывоз на работы". К концу сентября в гетто уже практически не оставалось взрослых здоровых мужчин.

В октябре 1941 начальник полиции безопасности и СД в своем донесении сообщил, что в Витебском гетто возникла большая опасность эпидемий. Поэтому было расстреляно 3 тыс. евреев.

Исследователи Д. Романовский и А. Зельцер выяснили, что 8 — 10 октября 1941 тысячи узников были на грузовиках вывезены в д. Себяхи под городом и там, в Туловском рву, уничтожены. Жертвы провозили по Туловской улице к оврагу, ссаживали с грузовиков в 100—150 метрах от него, приказывали раздеться, группами по 5—10 человек заводили в овраг, в вырытый внутри противотанковый ров и закапывали живыми. Расстрелы производились с утра до поздней ночи. Свидетели отмечают, что детей и стариков бросали в ров и закапывали живыми, а потом по этим могилам проходила немецкая грузовая машина по несколько раз. Расстрел производили полицейские из местного населения, а немцы только охраняли место казни (Иванов И. Из недавнего прошлого. С. 50).

По другим данным, массовый расстрел узников Витебского гетто происходил не 8 — 10, а 20 — 25 октября 1941 (Рывкин М., Шульгин А. Витебское гетто // Витьбичи. 1993. 30 октября. С. 7). Не только Иловский ров стал огромной братской могилой для довоенного населения В. Расстреливали на территории еврейского Староулановского кладбища. Еще одним местом массового расстрела стала Улановичская гора (у нынешнего кладбища "Дружба"). По разным данным в районе Улановичской горы была расстреляно более 3 тыс. евреев. По сведениям старожилов В. массовые расстрелы производились также в Духовском овраге у старого аэропорта районе Лучесы, в пойме р. Витьбы, недалеко от ветеринарной академии.

Части евреев удалось бежать и скрываться среди местных жителей, в полуразрушенных домах. Большинство из них было поймано полицией, гестапо или просто погибло от голода и холода. Это, в частности, подтверждают списки узников Витебской городской тюрьмы СД за 1942 год, которые опубликовала по вновь найденным документам в 1993 витебская газета "Выбор" (газета демократических течений Придвинско-Приднепровского края). Большинство этих узников — евреи: от маленьких детей до пожилого возраста. Почти все они были расстреляны.

Зловещую роль в гибели тысяч евреев В. сыграл бургомистр города Всеволод Родько. Во время судебного процесса над ним судьям были представлены его распоряжения за 1942 год: "Начальнiку Вiцебскай турмы. Пасадзiць пад варту Клару Кятлiнскую, ва узросце 6 гадоу, як жыдоуку… Накiраваць у германскую палiцыю арыштаваную жыдоуку Рабухiну А.А."

по некоторым источникам, всего за годы войны в В. фашистские изверги уничтожили около 20 тыс. евреев (Рывкин М., Шульгин А. Витебское гетто // Витьбичи. 1993. 30 октября. С. 7).

Имеются все основания для вывода о том, что во время немецкой оккупации в Витебске. погибло свыше 16 тыс. евреев. По мнению израильского историка Ицхака Арада в В. с 2 по 16 октября, с 6 по 8 ноября и 19 декабря было убито до 20 тыс. евреев (большинство из них — возле деревни Церковщина) (Арад Ицхак. Холокост. Катастрофа европейского еврейства (1933 — 1945). Сб. статей. Иерусалим, 1990. С. 72).

Многие евреи В. не покорились гитлеровцам, а с первых дней оккупации вступили с жестоким и коварным врагом в неравную борьбу. Уже 24 июля 1941 немецкими властями было расстреляно 300 евреев "за поджог города" ( Иванов И. Из недавнего прошлого. С. 49). В то же время документы ЧГК (Гос. архив Российской Федерации. Д. 7021-84-3) говорят, что в афише немцы указали другую причину: "за связь с коммунистами".

Десятки евреев-коммунистов и просто беспартийных патриотов призывали витебских евреев не покориться ненавистному врагу, не участвовать в уборке урожая, строительстве военных объектов хотя бы даже ценой своей жизни. К сожалению, нашлись доносчики. 4 сентября 1941 айнзацкоманда 9 доложила начальству о расстреле 149 евреев "из верхушки НКВД и из политических функционеров", а также за уклонение от уборки урожая и от строительства дорог и аэродрома" (Яд Вашем. TR-10/388. С. 69).

Сотни евреев, бежавшие из Витебского гетто, подпольные партизанские отряды Витебщины, а некоторые из них стали командирами, комиссарами и начальниками штабов партизанских отрядов. В 1942 — 1943 годах членом Витебского подпольного обкома КП(б)Б был В.Я.Коган.

По постановлению ЦК КП(б)Б от 20 марта 1942 оперативным органом ЦК КП(б)Б по руководству коммунистическим подпольем и партизанским движением на оккупированной территории Беларуси стала Северо-Западная оперативная группа ЦК КП(б)Б Ее руководителем был секретарь ЦК КП(б)Б Григорий Борисович Эйдиков. В состав группы входил Лев Яковлевич Горелик. Группа участвовала в создании подпольных райкомов партии, содействовала активизации Витебского подполья.

Витебское подполье было тесно связано с партизанской бригадой "Алексея", которой командовал прославленный командир Алексей Данукалов. непосредственную связь с Витебским подпольем держал Илья Волков-Рапопорт, который возглавлял агентурную разведку бригады "Алексея" (Пахомов Н.И., Дорофеенко Н.И., Дорофеенко Н.В. Витебское подполье. Изд-е 2-е. Мн., 1974).

Мужество и героизм проявляли евреи на фронтах второй мировой войны. Героями Советского Союза стали командующий артилерией 70-й армии Израиль Бескан, командир подводной лодки Самуил Богорад, и командир пулеметного взвода Иосиф Бумагин.

Шесть генералов-евреев и один адмирал начали свой жизненный путь в древнем В. Это командир стрелкового корпуса генерал-лейтенант Исай Бабич, начальник ветеринарного отдела ряда фронтов, генерал-майор ветеринарной службы Леопольд Байтин, командующий артилерией ряда армий, генерал-лейтенант артилерии Израиль Бескин, начальник кафедры Военно-медицинской акадамии, генерал-майор медицинской службы Михаил Немов, помощник начальника связи армии, генерал-майор войск связи Марк Плоткин, начальник штаба тыла Закавказского фронта, генерал-майор интендантской службы Михаил Попков, контр-адмирал Михаил Яновский.

В 1957 звание контр-адмирала было присвоено заместителю начальника штаба Балтийского флота, витебчанину Оскару Жуковскому.

После освобождения В. от немцев войсками Красной Армии в город начали возвращаться евреи. В 1970 еврейское население В. составило 17343 чел. (5,1% всего населения города). В 1979 в городе проживало 9,3 тыс. евреев, что равнялось 3,1% всего населения В. По данным переписи 1989 в городе жило 8,2 тыс. евреев, что составляло 2,3% всего количества витебчан.

Вторая мировая война и Катастрофа белорусского еврейства, казалось бы, стерла с этой земли "последние островки" иудаизма.

Но сразу же после окончания войны в В. собирается миньян. Мужественные люди, в основном пожилого возраста, начинают борьбу за легализацию еврейской общины и возвращения ей здания синагоги.

В заявлении Попкова Меера Ицковича, проживающего в г. В., 4-я Свердлова, 4 на имя Председателя президиума Верховного Совета СССР т. Шверника говорилось:

"Уважаемый т. Шверник, я обращаюсь к Вам по поручению верующих евреев с просьбой дать нам разъяснение или указание соответствующим органам, которые в нарушение ст. 124 Великой Сталинской Конституции запрещают верующим евреям молиться... Когда наступили праздники, в количестве 10 человек верующих собрались для богослужения, то представителем Железнодорожного райисполкома г. Витебска дом был запечатан, верующие выгнаны с позором из дому совместно с гр. Шнейвас и ее тремя детьми... Вашим ответом Вы дадите возможность как, старикам, до конца нашей жизни богослужить... По поручению верующих Попков М.И. 22 мая 1948 г. " (по материалам Нац. архива Республики Беларусь). Данное ходатайство оказалось неудовретворенным.

В НАРБ хранится еще один интересный документ. Это заявление членов евр. общины г. В. уполномоченному по делам Культов при Совете Министров БССР от 5 августа 1949 с просьбой зарегистрировать организованную им еврейскую общину и подтверждением, что единогласно избранный ими в качестве "духовного раввина" гр. Мильнер Шлема Нохимович имеет звание "духовного раввина" .

Через 6 лет, в октябре 1955 и.о. Уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Витебской области Сидоров с гордостью сообщал, что зарегистрированных общин верующих евреев в В. и Витебской области нет.

В августе 1959 Председатель Совета Министров СССР Хрущев получил жалобу стариков-евреев, проживающих в г. В. В ней были такие строки:

"...Непонятно, почему в городе Витебске, БССР запрещено гражданам еврейской национальности молиться сообща.

По Конституции СССР церковь отделена от государства, но это не значит, что синагога, уцелевшая после войны, не возвращена по настоящее время верующим для пользования в качестве молитвенного дома, а почему-то превратили молитвенный дом в жилое помещение. Здание в городе Витебске по улице 1-й Колхозной под № 4 до Великой Отечественной войны служило синагогой и принадлежало верующим евреям…

С 1946 по 1959 год мы неоднократно просим Витебский городской Совет депутатов трудящихся разрешить общине купить частный дом с целью превращения его в молитвенный дом, но и в этом нам было отказано, хотя и не было запрещено молиться.

23мая 1959 года во время молебна в дом зашли работники милиции и вместе с ним гр. СИДОРОВ, сотрудник отдела религии и культуры при Витебском Облисполкоме и вообще запретили религиозным старикам молиться сообща. Считаем, что такое отношение к верующим гражданам преклонного возраста является нарушением Конституции СССР".

13 ноября 1959 исполком Витебского областного Совета депутатов трудящихся за подписью председателя исполкома В. Трунова сообщил, что заявление группы верующих евреев г. В. о регистрации общин отклонено. "Учитывая, что евр. община г. Витебска не существует уже более 15 лет, исполком областного Совета депутатов трудящихся, считает восстановление или создание новой общины нецелесообразным".

31 августа 1961 два работника милиции г. В. вместе с тремя дружинниками под предлогом проверки паспортного режима во время молитвы ворвались во времянку (ул. 1-я Краснобригадная, д. 3), где находилось 14 евреев. Богослужение было грубо прервано, а 60 молитвенников — изъято.

Верующие евреи В. обратились с жалобой к председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежневу с просьбой разрешить им совершать молитвы и вернуть забранные молитвенники. Жалоба не дала никаких результатов, по крайней мере, к ноябрю 1963.

Только в 1990 после многочисленных просьб и ходатайств была официально признана Витебская евр. община, и вскоре ей было возвращено здание, в то время жилое, одного из молитвенных домов. Его адрес: ул. Колхозная, 4. В этом доме после реконструкции разместилась и сейчас находится Витебская синагога.

Сегодня в В. имеются еврейская воскресная школа и ульпан. С 1993 выходит "Шалом" — приложение к газете "Выбор", которая выходит в В. на белорусском языке. Выпускает это приложение Витебский еврейский культурный центр. В первом номере было рассказано о сегодняшнем дне еврейской общины В. В ряде номеров помещены материалы об истории витебских евреев.

В настоящее время в городе работает Витебское общество любителей еврейской культуры, девять других еврейских общественных организаций. Среди них — Витебский центр документальных исследований "Евреи Беларуси: история и современность", отделение международного научно-просветительного центра "Холокост".

В центре В. дважды в месяц для еврейской молодежи арендуется кафе, которое стало именоваться кабаре "Блюз". На вечерах в этом кафе сообщаются новости из Израиля, рассказывают о наступающих и наступивших еврейских праздниках, проводятся конкурсы на различные темы.

"Бейт олам" (вечный дом) — так у евреев издавна называют кладбища. Они появились в В. не позднее первой половины XVII в. В марте 1633 польский король Владислав IV дал право на покупку городской земли для евр. кладбища. Сорок лет спустя это же подтвердил в своей грамоте король Ян III.

В документах конца XVIII в. (1797) встречается упоминание о евр. кладбище на Узгорье (территория между Зап. Двиной, Витьбой и нынешней улицей Я. Купалы) площадью 0,38 га (Сапунов А. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883. С. 407).

В XIX в. в В. было, по крайней мере, три таких кладбища. Одно из них находилось на левом берегу Зап. Двины, в районе бывшей Спасской ул. (ныне улица Путна, напротив СШ N 10). Два других кладбища также размещались на берегах Зап. Двины. Одно из них находиолсь на правом берегу неподалеку от стыка современных улиц Герцена и акад. Павлова, другое — на левом, за кинотеатром "Беларусь", вблизи Лучесской улицы (ныне пр. Черняховского) (Подлипский А., Рывкин М. Наш вечный дом // Мишпоха. Витебск, 1996. С. 116).

К концу XIX в. кладбище по улице Лучесской, на котором хоронили жителей 1-й и 2-й частей города, оказалось "положительно переполненым". История открытия нового еврейского кладбища в В. началась в 1900 и завершилась в 1909. Витебчане знают его как Старо-Улановичское — от названия улицы, пролегающей наподалеку от него. С этого времени здесь стали проводиться захоронения.

С открытием нового кладбища захоронения на Лучесском почти прекратились. Однако по словам известного художника Соломона Гершова, в 1919 здесь были преданы земле жертвы погрома, произошедшего в Витебских окрестностях — Новках. Лучесское кладбище просуществовало до 1960-х годов.

Витебскому еврейскому кладбищу или Старо-Улановичскому, как оно официально именуется в документах, почти девяносто лет. В старой части кладбища еще остались памятники из черного гранита, поставленные известным евреям, жившим в В. в начале XX в. Но им, как и всем другим памятникам, грозит ежедневная опасность от рук варваров, фашистских молодчиков или просто пьяных безумцев. Они уже в последние годы не раз творили разбой на кладбище, надругаясь над памятниками. На многих памятниках рядом с именами выбиты имена детей, погибших в годы войны. Родители не знали где похоронены их сыновья, но хотели, чтобы след от них остался здесь, на еврейском кладбище. После войны тех, кто был уничтожен в Витебском гетто и похоронен прямо на его территории (сейчас здесь здание Витебского районного Дома культуры) перезахоронили на еврейском кладбище. И нигде ни памятника, ни стеллы, ни памятной доски. На месте, где по идее должен быть этот мемориальный знак, три четверти года стоит огромная лужа.

На Старо-Улановском кладбище нашли свое вечное упокоение родители художника Марка Шагала. Его мать Фейга-Ида умерла в В. в 1914, отец Хацкель (Захар) в 1922 попал под автомашину. В 1917 художник написал две картины "Ворота еврейского кладбища" и "Еврейское кладбище". Можно предположить, что на них изображено Старо-Улановичское кладбище, каким его увидел знаменитый витебчанин почти 80 лет назад.

Рядом с могилами весной сажают картошку, а осенью собирают неплохой урожай. На кладбище пасут коз, а между могил гоняют на мотоциклах...

Витебское общество любителей еврейской культуры создало комитет, занимающийся вопросами кладбища.

В июле 1992, когда в В. проходили Шагаловские дни, в старой части города, на Успенской горке, открылся Артцентр М.Шагала. Он создан на основе Картинной галереи городского центра культуры. В залах развернута постоянная музейная экспозиция "Марк Шагал и Витебск". 5 июля 1992 в В. установлен памятник Марку Шагалу, а в 1994 Артцентр М.Шагала преобразован в музей им. М.Шагала.

С 15 июня по 6 июля 1994 в В. проходил Первый Международный Шагаловский пленэр, который ООН включила в число мероприятий, посвященных 50-летию этой международной организации.

В В. приехало 40 художников из Беларуси, России, Германии, Франции, США, Израиля, Италии, Греции. Итог его работы — великолепная выставка, которая войдет и историю международного искусства. 6 июля 1994 на торжественном закрытии Первого Международного Шагаловского пленэра его лауреатам вручили призы, выполненные белорусским скульптором В.Слободчиковым. Гран-при был присужден родине М.Шагала — В. Участники пленэра передали свои работы в дар Витебскому музею М.Шагала. Они были выставлены в Артцентре М.Шагала вместе с работами Михаила Шемякина (США) и бывшего минчанина, ныне живущего во Франции, Бориса Заборова. Работы этих художников также подарены музею.

В эти же дни в В. состоялся музыкальный фестиваль "Скрипка Шагала". В нем приняли учасие всемирно известные музыканты. Впервые были исполнены "Две музыкальные картинки", написанные специально к этому фестивалю французским композитором Блезом. Дирижировал автор.

Посольства Германии, Польши, Латвии передали деньги для реконструкции дома Шагала в В. Посол Государства Израиль в Республике Беларусь Э.Валк вручил мэру В.В.Неушеву реподукцию одной из работ М.Шагала (Авив, № 2, август 1994).

В 1992 Витебский горисполком учредил премию им. М.Шагала. Первым лауреатом этой премии стал замечательный витебский поэт Давид Симанович. Его строки: "Имею честь принадлежать к тому гонимому народу... " стали уже хрестоматийными.

В. — родина всемирно известных ученых: физикохимика Виталия Гольданского, историка, культуролога и психоаналитика Иммануила Великовского, талантливого физика Семена Альтшуллера, историка Александра Галкина, русского писателя Лазаря Лагина (автора знаменитого "Старика Хотабыча"), еврейского писателя (на идиш) Леона Кобрина, белорусского драматурга Аркадия Мовзона, известных композиторов Марка Фрадкина и Абрама Лабковского, скрипача и педагога Бориса Гутникова, кинорежиссера Бориса Волчека, белорусской и русской актрисы Розы Свердловой, банкира, филантропа и общественного деятеля барона Евзеля Гинцбурга.

Литература

  1. Аб вынiках усесаюзнага перапiсу насельнiцтва 1989 года // Вiцебскi рабочы, 1990, 7 верасня.
  2. Агурский С. Еврейский рабочий в коммунистическом движении (1917 — 1921). Мн., 1926.
  3. Арад Ицхак. Холокост. Катастрофа европейского еврейства (1933 — 1945). Сб. статей. Иерусалим, 1990.
  4. Аронсон Г. Россия в эпоху революции: Ист. этюды и мемуары. Нью-Йорк, 1966.
  5. Витебск: Энциклопед. справочник. Мн., 1988.
  6. Витебск в десяти веках: Библиограф. указат. лит. Витебск, 1975.
  7. Евр. энц. Т. 5.
  8. Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье.
  9. Казовский Г. Шагал и еврейская художественная программа в России // Вестник Евр. ун-та. Москва, 1992. №1.
  10. История евреев в России. Т. 1. М., 1914.
  11. Кр. евр. энц. Т. 1. Иерусалим, 1976.
  12. Иванов И. Из недавнего прошлого: Витебское гетто // Социалистический вестник. Нью—Йорк—Париж. Т. 32. №3.
  13. Медицинский и хозяйственный отчет Витебской еврейской больницы и богадельни за 1913 год. Витебск, 1914.
  14. Отчеты осостоянии Витебской гимназии за 1884 — 1895 учебные годы. Витебск, 1886 — 1896.
  15. Памятная книжка Виленского генерал-губернаторства на 1868 год. Под редакцией А.М.Сементовского. СПб., 1868.
  16. Першман В. Нет нам покоя и утешения... По материалам Бел. гос. архива // Мишпоха. Витебск, 1995.
  17. Пинсон Б.Д. Большевики в Витебске. 1922.
  18. Подлипский А., Рывкин М. Наш вечный дом // Мишпоха. Витебск, 1996.
  19. Подлипский А. Помоги ближнему. Культурно-просветительные, медицинские и благотворительные организации Витебщины второй половины XIX — начала XX в. // Мишпоха. Витебск, 1995.
  20. Рывкин М., Шульгин А. Витебское гетто // Витьбичи. 1993. 30 октября.
  21. Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883.
  22. Сементовский А. Витебск: Ист. очерк // Памятная книжка Витебской губернии на 1864 год. СПб., 1864.
  23. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Т. 2. Мн., 1994.

 

           АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ БЕЛАРУСИ

Изучение истории евреев Беларуси началось в нашей республике в начале 20-х годов ХХ
века и завершилось в конце 30-х годов. После Великой Отечественной войны были попытки
возобновить эту работу, но они окончились неудачно.

Главная причина игнорирования истории белорусских евреев состояла в том, что начиная
со второй половины 40-х годов в СССР проводилась политика государственного
антисемитизма. Дело дошло до того, что одиннадцатый том "Беларускай Савецкай
Энцыклапедыi" (Мн., 1974), где должен был бы появиться термин "евреи", не поместил
этот термин. Оказывается, никогда не жил и не живет такой народ на территории
Беларуси. Само собой разумеется, что нет в этой 12-томной энциклопедии каких-либо
терминов, начинающихся со слов "еврейская" или "еврейский".

По данным всероссийской переписи 1897 года,
[1] на территории современной Беларуси евреи составляли 13,7 процента населения (около
1 млн. человек) и по численности занимали второе место после белорусов. В 1914 году в
Беларуси жило 1 млн. 250 тысяч евреев, а в июне 1941 года -990 тысяч (по подсчетам
автора этих строк — Э.И.).

Самая актуальная проблема в изучении истории евреев Беларуси — это ликвидация большого
количества "белых пятен" в исследовании разных периодов и разных вопросов этой
истории.

В 1996 году в Минске вышлдо первое в мире издание по многовековой истории белорусских
евреев. Это краткий научно-популярный очерк Э.Г.Иоффе "Страницы истории евреев
Беларуси". Хотя выход данной книги ликвидировал ряд "белых пятен" в исследовании
истории белорусских евреев.

В книге Э. Г. Иоффе "Страницы истории евреев Беларуси" говорится, что евреи появились
на белорусской земле в ХII веке, а первое свидетельство о белорусских евреях в
письменных источниках относится к 1388 году. Речь идет о грамоте князя Гродненского и
Трокского Витовта брестским евреям

Подавляющее большинство археологов и историков считает, что Брест основан в конце X —
нач. XI вв. От слова Brzesc евреи, прибывшие после, заимствовали название "Бриск".
Евреи, привыкшие к немецкой орфографии, называли этот город Бриск, имя которого строго
соблюдалось при составлении евр. разводных книг. Первые же местные евреи называли его
"Берестий".

Историк Х.Зоненберг отмечает: "Итак, город Брест основан приезжающими купцами. Между
купцами были и евреи... Здесь же укажем на то, что такое обоснование города
обыкновенно происходило на самом берегу реки, где легко защищаться, а в случае
надобности, спасаться отплытием. И, так как на берегу были
почти исключительно одни еврейские дома, и так как евреи в Бресте представляли всегда
большой и преобладающий элемент, носители обыденной ежедневной жизни Бреста, то и по
этому следует заключить, что если основателями Бреста не были исключительно евреи, то
по крайней мере, были между ними, но евреи остались на месте развивать и увеличивать
город, а другие плыли дальше. Таким образом, евреи, совершенно справедливо, наравне с
другими, могут предъявлять права на этот город". [2]

Если бы вывод Х.Зоненберга удалось подтвердить достоверными источниками, то тогда
картина меняется. Можно было бы уверенно утверждать, что евреи на белорусской земле
появились не во второй половине ХIV века и даже не в ХII веке, а в конце Х века.
Отсюда можно сделать вывод, что евреи появились на территории Беларуси уже тысячу лет
назад, то есть раньше, чем поляки, татары, русские, украинцы и другие национальные
меньшинства Республики Беларусь.

Редакция "Белорусской Энциклопедии" заказала автору этих строк для одтомного
энциклопедического справочника "Беларусь" (Мн., 1995) статью "Еврейские погромы" но не
поместила ее, заявив, что это нетипично для Беларуси.

В 1993 году бывший министр иностранных дел Беларуси П.К.Кравченко устно и письменно
завлял, что евреи живут на белорусской земле с ХII века, и за это время не было ни
одного еврейского погрома. Об этом же неоднократно сообщалось в средствах массовой
информации республики.

Все это можно объяснить двумя причинами: незнанием истории или сознательной
фальсификацией истории. Документальные источники свидетельствуют, что еврейские
погромы на белорусской земле начались уже в ХVI веке. Известность получили гомельские
погромы 1903 и 1906 годов, серия погромов в ряде населенных пунктов Беларуси в 1905
году, еврейские погромы, организованные бандами Булак-Балаховича в 1920 — 1921 годах.

Исследователь В.И.Вышинский во втором томе "Нарысау гiсторыi Беларусi" утверждает, что
только в 1921 году бандами, засылаемыми из Польши, было совершено 217 погромов,
жертвами которых стали десятки людей.
[3] Перед нами искажение исторических фактов. По далеко неполным данным, жертвами
еврейских погромов в 1920 — 1921 годах стали 1100 человек.

Требует детального исследования история Холокоста на белорусской земле. По расчетам
автора этих строк, из 990 тысяч евреев
[4] живших в БССР накануне войны, погибло 810 тысяч или 82 процента довоенного
еврейского населения. Кроме того, в 1941 — 1944 годах в Беларуси погибло 55 тысяч
евреев из ряда европейских стран. В партизанских отрядах, истребительных и
диверсионно-разведывательных отрядах и антифашистском подполье на территории Беларуси
сражалось около 15 тысяч евреев.

История евреев Беларуси — это составная часть истории Беларуси. Чем мы лучше ее
изучим, тем лучше мы изучим историю Беларуси.

Примечания

[1]
Беларусь. Энцыклапедычны даведнiк. Мн., 1995. С. 525.

[2]
Зоненберг Х. История города Бреста-Литовска, 1016 — 1907: По достовеным источникам и
правдоподобным умозаключениям. Варшава, 1908. С. 8.

[3]
Нарысы гiсторыi Беларусi. Ч. 2. Мн., 1995. С. 83.

[4]
Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 1. Оп. 4. Д. 587. Л. 164.
[5]
http://www.jewish-heritage.org/ioffe.htm

 

Еврейская генеалогия бывшего Советского Союза

Краткая история евреев Витебска

История еврейской общины Витебска

Из истории витебских синагог

Динамика численности и расселения белорусских евреев в XX веке

И.-И. ШНЕЕРСОН: МЕМУАРЫ Часть I

И.-И. ШНЕЕРСОН: МЕМУАРЫ Часть II

 



 
 
Rambler's 

Top100   © 2007 Разработка сайта - Дизайн и 

создание сайтов  
Hosted by uCoz